История российских клубов | Клуб интеллектуального досуга "Интеллект Клуб"| Intellect Club <br /> <b>Warning</b>: Use of undefined constant right - assumed 'right' (this will throw an Error in a future version of PHP) in <b>/var/www/u0138264/public_html/wp-content/themes/theme1301/header.php</b> on line <b>23</b><br /> История российских клубов | Клуб интеллектуального досуга "Интеллект Клуб"| Intellect Club

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО КЛУБНОГО ДВИЖЕНИЯ //

Клуб (англ. Club, нем. Klub, франц. cercle; рос. в старину клоб). В России Клубы, официально именуемые собраниями, имеют своей задачей доставить членам возможность приятного препровождения времени, для чего устраивают разные игры, балы, маскарады, танцевальные и музыкальные вечера, драматические представления, реже литературные и научные чтения, выписывают книги, газеты и др. периодические издания; к этой основной задаче иногда присоединяются цели благотворительные, но последние всегда почти стоят на втором плане.

В России клубное движение насчитывает уже более двух столетий. Впервые Клубы появились в Петербурге по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины II многие из иностранцев, пребывавших в Петербурге, большей частью англичане, люди торговые, собирались несколько раз в неделю в одной гостинице, которую содержал голландский выходец Корнелий Гардинер. В начале 1770 г. дела его расстроились, и он гостиницу свою закрыл. Тогда один из обычных посетителей последней, фабрикант Фрапцис Гарднер, предложил своим сотоварищам учредить Клуб. Таким образом создался древнейший и наиболее фешенебельный из русских клубов — Санкт-Петербургское Английское собрание или клуб; 50 учредителей его избрали своим девизом: concordia et laetitia. В конце 1771 г. число членов дошло до 260, а к 1780 г. наплыв желающих поступить в члены Клуб был так велик, что установлена была высшая норма в 300 человек. Вместе с тем решено было не принимать в члены лиц выше бригадирского чина; но правило это не могло устоять против натиска генералов и в 1801 г. было отменено. Уже с 1780-х годов Английский Клуб стал весьма популярен среди русской знати, а с началом текущего столетия мода посещать Английский К. усилилась и продолжалась долго: быть членом Английского Клуба, значило иметь светское положение. Членами его состояли Карамзин, Пушкин, Жуковский, Крылов. Сперанский, граф Милорадович, Кочубей, Строганов и многие высшие сановники. Хотя норма числа членов в 1817 г. повышена была до 350, а в 1853 г. — до 400, тем не менее в 1850-х годах считалось до 1000 кандидатов, которые по старшинству и занимали открывавшиеся вакансии. Виднейшие люди домогались чести вступить в число членов Английского Клуба; князь Чернышев и граф Клейнмихель так и умерли, не попав в число избранных. В настоящее время доступ в Английский Клуб несравненно легче. С 1798 г. существует в Английском Клуб звание почетного члена, которого удостаивались лишь высшие сановники, например Кутузов в 1813 г., Паскевич в 1828 г., впоследствии князь Горчаков. В 1802 г. дипломатическому корпусу предоставлено было право посещать Английский Клуб Иностранцев, главным образом англичан, в нем всегда было немало.

В одно время с Английским Клубом возник и «Шустер-Клуб», основанный немцем Шустером; в 1772 г. он стал именоваться «Большим бюргер-Клубом» и одно время представлял довольно дружное общество, состоявшее из заслуженных чиновников, артистов, богатых русских и иностранных купцов и зажиточных ремесленников; уделял значительные средства благотворительности, имея более 150 пенсионеров; существует поныне под именем «Санкт-Петербургского первого общественного собрания» (Немецкий Клуб); при нем в 1869 г. учреждена вдовья касса. В 1784 г. основано было в Петербурге «Коммерческое общество», которое поныне считается одним из солиднейших Клубов. При Екатерине II возникло в Петербурге и несколько других Клубов, в том числе два музыкальных, просуществовавших лишь несколько лет, и «танцклуб», основанный в 1785 г. гробовым мастером Уленгутом и славившийся в 1850-х гг. своими скандалами. Составлялись также каждую зиму одно английское и одно немецкое купеческое общество для балов. В настоящее время в С.-Петербурге существуют яхт-клубы, Клубы для врачей, для инженеров, шахматный, членами которого могут быть лица обоего пола, «Собрание экономистов», издающее свой журнал, «Новый клуб», предназначенный для высшего петербургского общества.

В Москве они впервые возникли также при Екатерине II и сначала имели, по-видимому, временный характер (например, учрежденный в 1780 г. московский дворянский Клуб). Первый постоянный Клуб, исключительно для дворян, учрежден был в Москве в 1783 г. сенатором М. Ф. Соймоновым и князем А. Б. Долгоруким и первоначально именовался «Московским благородным собранием». Хотя он был учрежден в самый разгар деятельности московских мартинистов и людьми, среди которых было много масонов, но он остался чуждым общественных движений, и потому его не коснулся разгром московских масонских кружков. В 1803 г. для Московского благородного собрания составлены были правила, в которых оговорено, что «никакие разговоры в предосуждение веры, правительства или начальства в нем терпимы быть не могут». Его балы приобрели всероссийскую известность и блеском своим изумляли даже Потемкина. Император Александр I, состоявший его членом, особым рескриптом (1810) присвоил этому «форуму» дворянства наименование «Российского благородного собрания».

При Екатерине II возник в Москве и «Английский Клуб», но он был закрыт Павлом I, который хотел было уничтожить и Санкт-Петербургский Английский Клуб (последний отстоял член его князь П. В. Лопухин, в честь которого Санкт-Петербургский Английский Клуб и учредил звание почетного члена).

При Александре I московский Английский Клуб был в 1802 г. восстановлен, и к концу того же года число членов его возросло до 600 человек. Библиотека его представляет собой богатейшее собрание русских периодических изданий (начиная с 1813 г.). До 1833 г. членом этого Клуба состоял А. С. Пушкин; «в палате Английского клуба» ораторствовал П. Я. Чаадаев; император Николай I иной раз справлялся, что говорят о той или другой правительственной мере в московском Английском Клубе.

В провинциальных городах Клубы стали возникать, главным образом, благодаря съездам дворян для выборов, т. е. со времен Екатерины II, и первоначально имели временный характер. Другим элементом, стремившимся к учреждению Клубов, явилось офицерство, которое для устройства балов привлекала «господ граждан» или в качестве гостей, бесплатно, или же в качестве членов, с обязательным взносом.

Разрешение на устройство Клуба спрашивалось от министра внутренних дел, которым утверждался и устав Клуба, равно как изменения устава, зависящие от общего собрания членов Клуба, причем обыкновенно требовалось большинство.

В уставах обыкновенно определяется, какие лица могут быть принимаемы в число членов Клуба. Так, например, уставом «Санкт-Петербургского Русского купеческого общества для взаимного вспоможения», учрежденного в 1862 г. и известного под именем «приказчичьего Клуба» определено, что членами его могут быть только почетные граждане, купцы и купеческие приказчики. Членами Санкт-Петербургского Благородного собрания могут быть лица, состоящие на государственной службе, потомственные почетные граждане, лица, имеющие ученые степени или звание художника, техника и т. п.; не могут быть членами собрания несовершеннолетние, нижние воинские чины, лица, опороченные по суду, и т. п. Посторонние лица допускаются в собрание в качестве «гостей» лишь по рекомендации членов. Клуб считается юридическим лицом, пользуется правом владеть имуществом, вступать в обязательства; представителем его в гражданско-правовых отношениях является совет старшин, избираемых общим собранием членов. Непосредственное наблюдение за порядком в собрании принадлежит дежурному старшине. Нормальный устав Клуба дает известную защиту карточным долгам, которые не признаются законом. Если проигравший в установленный срок не уплатит долга, то он, после напоминания, исключается из числа членов, без баллотировки, по постановлению совета старшин.

Здесь устраивались различные вечера, чтения, спектакли, концерты, балы-маскарады. Во многих клубах процветали азартные игры. Нередко во время клубного общения заключались разного рода сделки, обсуждались деловые вопросы.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КЛУБОВ МИРА

В XVII—XVIII столетиях с повсеместным распространением в Европе чая и кофе стали появляться соответствующие клубы. Это были довольно респектабельные общества — «джентльменские клубы», куда было не просто попасть постороннему человеку. Они быстро превратились в места обсуждения важных общественных, политических и экономических тем.

К XIX веку свои клубы имелись у всех уважающих себя сообществ. Существовали клубы офицеров, моряков, судей, членов парламента, адвокатов, учёных и т. д. Для совместных собраний на средства от членских взносов покупались земельные участки, где строились клубные здания, либо помещения арендовались у других собственников.

Великобритания — страна, где впервые появились особого рода общества, известные под именем клубов. Саксонское слово clubbe первоначально означало палку, затем складчину, долю, которая приходится по раскладке на каждого члена какого-нибудь товарищества, собрания, наконец — самое собрание, а также здание для общественных собраний. Наиболее характерная черта Клуба заключается в том, что его члены, принадлежащие обыкновенно к одному и тому же общественному классу, сходятся с известными целями в определенном месте; самые цели могут быть до крайности разнообразны, начиная от удовольствий и кончая стремлениями политическими, научными, художественными, литературными.